вторник, 14 апреля 2009 г.

Миф об обновлении персонала во время кризиса

За последние полгода мне уже не раз приходилось сталкиваться (читать и слышать) с высказываниями о том, что во время кризиса компании "намерены [должны|могут|попытаются] обновить свой персонал, заменяя неэффективных сотрудников эффективными".

На первый взгляд такие утверждения выглядят вполне правдоподобно. Действительно, раз "где-то" происходят массовые увольнения, то предложение на рынке труда резко вырастает. И набирать новых сотрудников взамен своих неэффективных становится намного легче. Вроде бы все правильно...

На самом деле обновить и одновременно улучшить свой персонал во время кризиса довольно трудно, даже почти невозможно. Чтобы понять, почему это так, достаточно вспомнить, что ваши сотрудники не представляют из себя безликую "усредненную массу", а совершенно четко делятся на три (минимум) категории: эффективные, средние и никудышные (балласт). При этом эффективных раз в 10 меньше, чем представителей двух других категорий. Предвидя возможные возражения, сразу скажу, что "раз в 10" - это приближение, сильно приукрашающее реальность, но для целей данной заметки его будет вполне достаточно.

Итак, эффективных у нас около 10%. Относительно соотношения средних и балласта есть много разных мнений, и все они правильные - в разных компаниях пропорции будут сильно отличаться. Для определенности допустим, что средних втрое или вчетверо больше, чем никудышных. Итак, мы приходим к таким усредненным пропорциям: 10% эффективных, 70% средних и 20% балласта.

Далее. Подумаем, что будет происходить в кризис. C появлением финансовых проблем в первую очередь компании будут избавляться от балласта, во вторую - от средних (редкие исключения погоды не сделают и лишь подтвердят правило). Это означает, что на рынке труда этих двух категорий станет непропорционально больше, чем раньше. Например, если уровень безработицы вырастет примерно втрое - например, с 3% до 10%, то эффективных кандидатов на рынке как было 0,3%, так и останется. Зато доля ненужных вам сотрудников вырастет с 2,7% до 9,7%, то есть почти ВЧЕТВЕРО. И это означает, что найти по-настоящему эффективных сотрудников в кризис для вашей компании становится в РАЗЫ тяжелее, чем раньше. А в абсолютных цифрах вместо прежнего соотношения 1:10, с которым хоть как-то можно было бороться за таланты, будет иметь место удручающие 1:30 или хуже.

А теперь закройте глаза, и вспомните, кто у вас в компании (ну ладно, пусть не у вас, пусть в среднестатистической компании) занимается подбором и сколько ему/ей лет. И вы всерьез верите, что даже если ваш (неважно, внутренний или внешний) рекрутер честно отсмотрит 60-90 кандидатов на вашу драгоценную вакансию, то он/она реально сможет разглядеть среди них 2-3 эффективных?

Поэтому обновление персонала в кризис - миф. Вывод: в очередной раз выходит, что лучшее - враг хорошего. Берегите то, что у вас есть!

1 комментарий:

Victoria комментирует...

Вот ведь восхитительно говорите, господин Осейко...и что интересно - правду

V.B.