понедельник, 2 ноября 2009 г.

Продолжая тему - HR как бизнес-партнер

Я уже писал о том, что взгляд на HR-службу как на бизнес-партнера (в отличие от сервисной службы, обеспечивающей кадровое администрирование и еще несколько операций) стремительно завоевывает все новых и новых сторонников. Сегодня мы попытаемся объединить этот взгляд с другой полезной и заслуженно популярной идеей, а именно – с процессным подходом к бизнесу.

Итак, какие процессы, связанные с управлением человеческим капиталом, могут принести бизнесу наибольшую ценность (value)?

Я вижу три взаимосвязанные группы. Это процессы, связанные:

1) с движением/изменением рабочей силы в компании
2) с внутренними коммуникациями (информированием работников)
3) с управлением собственно работой и ее результатами.

Рассмотрим их по порядку. Вначале – движение людей в компании. Эта область двольно хорошо проработана и здесь легко сразу выделить такие процессы, например, как:

1. Определение потребности в персонале
2. Поиск и отбор
3. Адаптация
4. Развитие
5. Обучение
6. HR-исследования
7. Кадровый резерв
8. Аутсорсинг
9. Вывод персонала за штат
10. Увольнение

Теперь – информационные процессы. Кроме потребности в четкой общей стратегии коммуникаций (лаконичность, систематичность, адекватный выбор каналов, ориентация на конкретную аудиторию, топ-менеджмент как источник, баланс позитивных и негативных сообщений), примером информационных процессов могут быть:
1. Информация для внешней среды (PR-мероприятия, объявления о вакансиях, имидж компании как работодателя на рынке труда)
2. Информация для сотрудников (каковы наши результаты, что происходит в компании сейчас, что будет происходить, внутренняя поддержка бренда работодателя)
3. Информация о клиентах компании (кто они, каковы их потребности, возможности, и т.п.)
4. Информация о владельцах компании (кто они, каковы их потребности, возможности, и т.п.)
5. Информационная поддержка внедрения необходимых изменений (поиск инновационных идей, конкурсы, поощрение лучших, отслеживание прогресса изменений, пропаганда промежуточных успехов)

Наконец, рабочие процессы. Именно они создают ценность для всех заинтересованных сторон – клиентов, сотрудников и владельцев. Это основа основ и, собственно, суть самого бизнеса. Например:

1. Выработка/уточнение стратегических решений (что мы делаем)
2. Планирование ресурсов, включая системы оплаты струда (как именно)
3. Делегирование полномочий и ответственности (кому)
4. Оборудование рабочих мест (где мы работаем)
5. Управление вовлеченностью и организационной культурой (в какой обстановке мы работаем)
6. Производство основной продукции (оказание услуг)
7. Производство побочной продукции (оказание сопутствующих услуг)
8. Логистика (хранение и транспортировка)
9. Продвижение (реклама и маркетинг)
10. Продажи

В завершение остается лишь добавить, что если к каждому процессу вы не забудете присобачить виртуальную табличку, из которой всем заинтересованным лицам будет известно:
1) кем и какие действия предпринимаются в рамках процесса;
2) какие ресурсы ему предоставляются;
3) сколько времени отводится на выполнение действий процесса;
4) кто является владельцем процесса (то есть ответственным за его результат);
5) кто осуществляет надзор за процессом (то есть следит за прогрессом владельца процесса по направлению к требуемому результату),

то пользы для вашей компании от работы HR-службы в ее новой роли бизнес-партнера будет гораздо больше, чем сейчас.

Комментариев нет: