вторник, 1 декабря 2009 г.

Имидж работодателя и кризис

1) Среди широких народных масс распространено убеждение, что заботиться об имидже работодателя нужно во время дефицита персонала. То есть тогда, когда кризиса нет.

2) Я уже писал о парадоксе, заключающемся в том, что на самом деле во время кризиса дефицит талантливых сотрудников не исчезает, а, наоборот, усиливается. Поэтому повторяться не буду, примем это за данность.

Неизбежное следствие из совмещения 1) и 2) в один тезис: в кризис нельзя прекращать заботиться об имидже компании как работодателя. Хотите верьте, хотите нет…

Давайте поразмышляем вместе о том, как это делать правильно. Возьмем для рассмотрения всего лишь два примера – снижение зарплат и увольнение персонала.

До кризиса мы повышали зарплаты на научной основе, с использованием грейдинга и зарплатных обзоров. В кризис мы вынуждены зарплаты снижать (в лучшем случае – зарплаты реальные, в худшем случае – зарплаты номинальные).

Разрушит ли снижение зарплат имидж работодателя вашей компании? Нет, не разрушит, если снижение оплаты труда обосновано и прозрачно. Ежу понятно, что компания не государство и новых денег напечатать не может. Поэтому, когда монстр кризиса вначале съедает прибыль бизнеса, а потом и часть расходов, которые можно считать не критическими, затем – рано или поздно – наступает момент, когда приходится сокращать те виды затрат, о которых раньше задумываться не хотелось… Фонд оплаты труда, например.

Вывод: если коммуникация при снижении оплаты труда будет подготовлена и выполнена правильно, ущерб для имиджа работодателя будет минимальным.

До кризиса мы набирали персонал на научной основе, с привлечением моделей компетенций, психологического тестирования и рекрутинговых агентств. В кризис мы вынуждены сотрудников увольнять (в лучшем случае – худших, если мы знаем, кто они, в худшем – всех подряд, если не знаем).

Разрушит ли увольнение сотрудников имидж работодателя вашей компании? Нет, не разрушит, если такое увольнение обосновано и прозрачно. Ежу понятно, что снижением размера оплаты труда финансовые проблемы большинства компаний во время столь острого кризиса, как нынешний, не решить (ну и, в конце концов, существует целый ряд ограничений для такого снижения, как формальных, так и фактических). Поэтому сокращение персонала чаще всего является неизбежным злом…

Вывод: если сокращение будет грамотно подготовлено и деликатно осуществлено, имидж работодателя вашей компании практически не пострадает.

Возможно ли это, спросит пытливый читатель. Не являются ли все эти рассуждения ничего не стоящими теоретическими умствованиями, высосанными из пальца?

Нет, не являются. Любой скептик может без труда (два-три клика мышью для бесплатного скачивания с сайта www.hrc.com.ua не в счет) заглянуть в конец итоговой статьи в «Инвестгазете» от 12 октября с.г., подводящей итоги Исследования «Лучшие Работодатели 2009» в Украине. Там приведены короткие интервью с реальными HR-директорами двух из десяти компаний-победителей рейтинга. В одном из них черным по белому сказано: да, нам пришлось снижать оплату труда. Да, нам пришлось увольнять сотрудников из нашего банка. Но мы смогли сделать это так, что вовлеченность сотрудников практически не пострадала!

Чего, как говорится, и вам желаем.

Комментариев нет: