пятница, 5 февраля 2010 г.

Об управлении временем

Если писать о науке управления временем, то нужно сразу признать: общепризнаных гуру в этой сфере на рынке всего два: Дэвид Аллен (автор книги Getting Things Done, GTD) и Стивен Кови (автор книги 7 Habits of Highly Effective Peolpe).

У системы Аллена подход очень технологичный: есть четкий алгоритм, как разгребать попадающие в папку "входящие" дела и задачи. Я поработал немного с GTD лет 15 назад, но как-то на душу не легло. У Кови - более философский подход, с упором на ценности. Я пользовался его бумажными органайзерами (ежедневниками) более 10 лет, еще с тех времен, когда они назывались не FranklinCovey, а девичьей фамилией FranklinQuest и заказывались только из Америки. То есть – еще до слияния компаний FranklinQuest и Covey Leadership Center. Не премину ехидно упомянуть, что с переходом под новую крышу ни-че-го-шень-ки в исходном дизайне не изменилось и, таким образом, изобретателем данного типа органайзеров нужно все-таки считать не Стивена Кови, а незаслуженно забытого основателя FranklinQuest Хайрума Смита. И самым завзятым фанатам тайм-менеджмента я могу искренне порекомендовать для чтения его оригинальную книгу - Hyrum Smith, "10 Natural Laws of Successful Time and Life Management”. Собственно, именно после ее прочтения в 1994 году я и подсел на франклинквестовские ежедневники.

Про обоих уважаемых авторов – Аллена и Кови – в сети написано столько (например, хороший обзор Юлии Влад здесь), что писать что-нибудь еще просто не имеет смысла. Поэтому сегодня мы поговорим о теме, которая является лишь пограничной к тайм-менеджменту: об искусстве постановки целей.

Почему о целях? Да потому что при ЛЮБОЙ системе тайм-менеджмента перед ее пользователями неизбежно встает проблема назначения приоритетов непрерывно поступающим из внешней среды делам, проектам и задачам. А для этого НУЖНО ЧЕТКО ЗНАТЬ свою цель (или, точнее, текущий набор целей).

Можно ли считать Целью что-нибудь мелкое? Ну, сходить там в магазин, мусор вынести и тому подобное? Вряд ли. Это все текущие дела и задачи. При всей их мелочности у них есть одно важное преимущество: совершенно ясно, как их делать. С целями не все так просто. Вот пример цели: «Стать лауреатом премии Оскар за лучший фильм». Вроде все понятно, но вот с чего начинать прямо сейчас – могут возникнуть вопросы…

Одному простому, но весьма эффективному способу заземления целей, находящихся в далеком светлом будущем, на унылое настоящее и посвящена эта заметка.

Итак, как учат нас классики, давайте определимся, чего мы хотим и выберем BHG (Big Hairy Goal, Большая Волосатая Цель). Это наша конечная цель. Запишем ее на листе бумаги посередине (почему не вверху, станет ясно чуть позже). Для построения качественных цепочек целей от нее как от корня нужно делать всего 2 (две!!!) вещи:

1. Задавать вопрос «ЗАЧЕМ?».

А зачем вам, собственно, уважаемый, получать премию Оскар? Если ответ на вопрос «Зачем?» можно найти, то он становится новой конечной целью и записывается выше первоначальной. Если такого ответа нет, то перед нами настоящая конечная цель, от которой вниз начнут расти цепочки промежуточных целей.

2. Использовать инструмент «Чтобы ЦЕЛЬ(n), нужно выполнить ЦЕЛЬ(n-1) – из-за ПРЕПЯТСТВИЕ(n)».

Что служит препятствием для получения Оскара? Проигрыш другим номинантам? Допустим. Отлично, тогда предыдущей целью будет «Выиграть у других номинантов в данном году». Записываем эту цель под конечной целью, а препятствие для достижения конечной цели – примерно между ними, но справа или слева.

Что мешает выиграть у других номинантов? Ну-у… Допустим, незнание, как выиграть. Даже при таком мутном препятствии ясно, что будет весьма полезным правильно выбрать год (например, соревноваться с «Аватаром» в 2010 году, конечно, можно, но уж больно мизерны будут шансы…).

Что мешает правильно выбрать год? Ага, незнание планов главных конкурентов. С этим препятствием уже проще – чтобы его разбить, нужно набросать список наиболее успешных режиссеров и выяснить их рабочие планы. У Камерона, к примеру, от Титаника до Аватара прошло 12 лет – в такой зазор вполне можно втиснуться.

Что мы видим? Подцель «Выяснить рабочие планы главных конкурентов» уже очень конкретна – ее можно или начинать делать, или ставить в список задач на ближайшее будущее. Ура, цепочка целей заземлена!

Возьмите большой лист бумаги, карандаш и резинку. Поиграйте с одной или несколькими целями, постройте деревья подцелей для них. Очень может быть, вы узнаете о себе много интересного, особенно если будете честно отвечать самому себе на вопрос «ЗАЧЕМ?».

2 комментария:

Boleyn комментирует...

Уважаемый автор,
А как на счет - мотивации?

Всех нас побуждает действовать в каком-либо направлении желание или потребность.

Николай Осейко комментирует...

Насчет мотивации все правильно. Внутренняя мотивация - она или есть, или ее нет.

Если ее нет, не о чем говорить.

Если она есть, можно для обдумывания своих действий строить цепочки промежуточных целей.

Об удивительной науке внутренней мотивации замечательно рассказал Дэн Пинк (Dan Pink, статья на основе выступления выложена на www.hrc.com.ua, оригинальное видео есть на www.ted.com)