пятница, 26 февраля 2010 г.

Внутренняя мотивация первобытного человека

Резкое потепление примерно 40 тысяч лет назад стало поворотным пунктом в истории человеческой цивилизации – Homo Sapiens оказался прекрасно подготовленным к использованию выгод нового климата и окончательно выделился из породившей его природы. До этого несколько миллионов лет кряду по разным уголкам Земли довольно бестолково бродили небольшими стаями питекантропы, затем еще несколько сотен тысяч лет – неандертальцы. Особого развития не было. И лишь в последние несколько десятков тысяч лет человек разумный добился тех потрясающих успехов, результаты которых мы имеем возможность сейчас наблюдать.

Трудно заглядывать так далеко назад, но, думаю, все же возможно сделать правдоподобное предположение: все, что произошло хорошего в истории человеческого рода (огонь, копье с заостренным каменным наконечником, колесо, медь и далее без числа, вплоть до iPhone), произошло благодаря наличию мотивации у авторов этих изобретений. Если мотивация отсутствовала, ничего не происходило. Можно было и дальше бродить стаями или сидеть у огня в тесной холодной пещере. Аксиома: если у меня нет мотивации, меня устраивает текущее положение дел. Или не устраивает, но я вынужден его терпеть и все равно ничего не предпринимаю.

Раз мотивация была так важна уже в глубокой древности, попробуем взглянуть на нее внимательнее. В первозданном виде у человека было лишь два основных занятия: охота (рыбалка) и собирательство. У работников, занимающихся этими видами деятельности, была РАЗНАЯ мотивация. Деятельность-то совершенно разная. Напасть, догнать, убить, получить большой куш, славу и заслуженный отдых в одном случае и поиск пищи, внимательность к мелочам и деталям, выполнение одинаковых повторяющихся операций, работа от зари до зари в другом.

Со временем (точнее, около 8 тысяч лет назад) появились земледелие и животноводство – эти два занятия были намного более производительны и быстро вытеснили охоту и собирательство как средство добывания пищи. Однако мотивация и охотников, и собирателей не ИСЧЕЗЛА – они превратились в воинов и земледельцев, соответственно. Напасть, догнать, убить, получить большой куш, славу и заслуженный отдых в одном случае и забота о пище, внимательность к мелочам и деталям (погода, например), выполнение одинаковых повторяющихся операций, работа от зари до зари в другом.

Воин всегда готов к неудаче ради большой цели. Готовность к неопределенности и риску – это о нем. Земледелец хочет стабильности, не хочет рисковать и будет готов на многое, чтобы избежать большой неудачи.

Я думаю, что типы мотивации, которые формировались в мозге человека сотни тысяч и миллионы лет, сегодня никуда не исчезли.

Если я HR-менеджер, я должен четко представлять себе, кто мне нужен для работы на конкретной должности – охотник или собиратель.

Если я продавец (консультант), я должен точно так же четко представлять себе, кто мой покупатель (клиент) – воин или земледелец.

Кто Вы?

Комментариев нет: