воскресенье, 21 марта 2010 г.

Просто сотрудники и лучшие сотрудники: парадоксы оплаты труда

«Просто» сотрудники работают у вас потому, что вы им за это платите. Поскольку за работу платят везде, они сменят вас на другого работодателя не задумываясь. При первом же удобном случае, как это и было до осени 2008 года. Сейчас, по объективным причинам, это слегка поутихло, но в будущем будет продолжаться ВСЕГДА.

Лучшие сотрудники
работают у вас вовсе НЕ потому, что вы им за это платите. На самом деле, раз уж они лучшие, найдется ОЧЕНЬ МНОГО компаний, готовых им заплатить за их работу столько же, сколько им платите вы, МНОГО компаний, готовых платить им больше вашего, и НЕСКОЛЬКО компаний, готовых платить заметно больше вас. Иногда – в разы. Вывод: лучших сотрудников удерживают у вас не деньги, а что-то другое.

«Просто» сотрудники требуют оплату «за выполнение должностных обязанностей». А уж если по ситуации, не дай бог, нужно сделать больше, чем записано в должностной инструкции, то поднимается истошный вопль о переработках, КЗОТе, профсоюзе и коллективном договоре.

Лучшие сотрудники
оплаты за свои дополнительные усилия вообще НЕ требуют. Для них деньги – не главное в отношениях с вами. А сделать для своей фирмы больше, чем формально ожидается – для них одно удовольствие. Собственно говоря, именно это – одно из определений вовлеченного (engaged) сотрудника.

«Просто» сотрудники учитываются вашим финансовым директором по статье «Расходы на отплату труда» ежегодного отчета о прибылях и убытках. Эта статья отчета, если кто не знает, вовсе не о прибылях, а как раз об убытках. Через очки вашего финансового директора ваша компания смотрит на «просто» сотрудников как на источник УБЫТКОВ. И ведет себя с ними соответственно.

Лучшие сотрудники учитываются вашим HR-директором как человеческий капитал в ежегодном отчете о вовлеченности ваших сотрудников. Этот капитал компания бережет и увеличивает, осуществляя ежегодные ИНВЕСТИЦИИ в его развитие. Через очки вашего HR-директора ваша компания смотрит на лучших сотрудников как на ЕДИНСТВЕННЫЙ источник конкурентного преимущества, которое НЕВОЗМОЖНО украсть или скопировать. И ведет себя с ними соответственно.

Вы – генеральный директор? Очень хорошо. Какие очки вы надели сегодня утром и сейчас рассматриваете через них расходы на ваш персонал? Что там в них видно? "Просто" сотрудников или лучших сотрудников? Убытки или инвестиции? В бизнесе нынче настали такие времена (это я вовсе не о кризисе, это я о том, что ХХ век давно закончился), что нужно, обязательно нужно присмотреться внимательнее к тому, что вам показывают ваши очки. Может, завтра стоит попробовать надеть другие?

И еще одно. Если ваша должность называется «HR-директор», а вы смотрите на сотрудников как на статью расходов, потому что именно так их видит ваш генеральный директор (директор, президент, председатель правления) и вам страшно с ним спорить, то с названием вашей должности произошла ошибка. Либо вы ей не соответствуете, либо она неправильно называется. Работа в сфере HR на постсоветском пространстве иногда требует известного мужества. Если у вас его нет, возможно, вам лучше работать в финансах?

Не хочется? Ну что ж, тогда может для начала стоит показать эту заметку вашему генеральному?

3 комментария:

iivwork комментирует...

цікава думка про поглад на людей: видатки чи інвестиції. давно вже помітив такий стереотип поведінки на моїх колишніх роботах. і вже тепер якраз на відношення і дивлюсь в першу чергу а не на зарплату при виборі роботи. зміна ж відношення є першим сигналом до розгляду пропозицій від роботодавців

Николай Осейко комментирует...

полностью согласен, именно эту мысль мы и стараемся донести как консультанты до наших клиентов-работодателей.

iivwork комментирует...

мій шеф сьогодні вчинив моральний погром в офісі. в принципі на мій погляд співробітник став жертвою обставин. але отримали "пілюлю" всі. добре хоч висновки про нововведення в офісі були зроблені правильні. "нема нічого поганого-шоб не вийшло на добре"-але тільки при правильному підході))