вторник, 24 августа 2010 г.

Если вы не можете заставить людей соблюдать правила, то...

Прежде чем коснуться любимой темы управления персоналом, по традиции начнем издалека. На этот раз мы поговорим о пиратстве. Но не о том пиратстве, которым сегодня массово занимаются в Сомали и о котором Дисней снимает фильмы про Джека Воробья, а том, которое гораздо ближе каждому из нас – о «пиратстве» в сфере интеллектуальной собственности (почему в кавычках – станет ясно ниже).

Действительно, мы все сталкиваемся с последним видом пиратства почти повседневно – в плеерах у молодежи звучат на 99% нелегальные MP3-композиции, дома потребитель смотрит видео чаще всего с дисков сомнительного происхождения, в сети для вашей читалки можно бесплатно скачать практически любую книгу (если она вышла из печати хотя бы несколько месяцев назад), и если у вас на домашнем компьютере установлен Photoshop, то что-то говорит мне, что вы не покупали его официально…

Другими словами, мировая практика исполнения законов об интеллектуальной собственности такова, что огромное, не поддающееся никакому учету количество людей в разных странах их не соблюдает. Включая США, хотя вовсе не секрет, что в мировом масштабе борьбу с пиратством возглавляют как раз они, и именно тамошнее законодательство считается самым жестким по отношению к нарушителям. Законы других стран лишь более-менее тщательно копируют американские нормы.

И что же мы видим? Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе. Невозможно считать нарушителями закона большинство населения. Если это происходит, то закон просто больше не соответствует действительности, устарел.

В конце июля в Америке было принято историческое официальное решение о том, что разлочивать свои телефоны – больше не преступление (привет компании Apple с ее закрытым iPhone), а в дополнение к этому в понедельник 23 августа президент RIAA Кэри Шерман публично с большим сожалением признал, что американские законы об охране копирайта не работают вообще. Цитата: current U.S. copyright law is so broken that it "isn't working" for content creators any longer.

Что за всем этим последует, лично мне неясно. Деньги-то во всех этих издательских индустриях (видео, музыки, софта и книг) крутятся огромные и просто так никто от них не откажется. Однако для нас, в целях настоящей заметки, важно другое.

Вы HR-менеджер? Если большинство сотрудников систематически нарушает какое-то правило, действующее в вашей компании, может, нужно подумать не о новых наказаниях, а о пересмотре (отмене) самого правила?

Если большинство генеральных директоров украинских компаний систематически рассматривает расходы на персонал как затраты компании, а не как инвестиции, может, нужно перестать на них сердиться, а просто попытаться поговорить с ними на их языке? И если их интересуют прежде всего деньги, покажите им деньги! Участие в любом сравнительном исследовании HR-метрик даст вам с вашим генеральным такое количество пищи для разговора, что мало не покажется…

Комментариев нет: