пятница, 1 октября 2010 г.

Клим Чугункин, или Чьи уши торчат из моего начальника?

Сегодняшняя заметка будет почти полностью посвящена тому, что является основой, краеугольным камнем успеха любого бизнеса с количеством сотрудников более ста. Постоянные читатели этого блога могут высказать обоснованное предположение, что разговор пойдет об HR. Действительно, есть точка зрения, что HR-менеджер появляется в организациях примерно при таком количестве персонала. По крайней мере, практика большинства компаний такова и «HR-порог» в 100 сотрудников более-менее соответствует действительности.

Сегодня мне придется постоянных читателей немного разочаровать. Во-первых, появление HR-менеджера в компании при любом количестве персонала не означает, что до этого потребность в «управлении персоналом» отсутствовала. Во-вторых, и в главных, HR-менеджеры в хороших компаниях вообще не управляют персоналом. Они просто помогают в этом нелегком деле линейным менеджерам – как раз последние ежедневно и ежечасно руководят своими подчиненными.

Вот и них, о ЛМ-ах, сегодня и пойдет разговор. Я не открою Америки, утверждая, что именно руководители среднего звена являются основой долговременного успеха (или неудачи) в любом нормальном бизнесе. Но поговорим мы о них сегодня с необычной точки зрения.

Не секрет, что сотрудники, во всех странах и во все времена, не очень любят своих начальников. По-видимому, у них есть для этого основания. Каждый из нас, в большей или меньшей степени, имел удовольствие наблюдать, как из вполне нормального человека, которого решили продвинуть по службе и сделать начальником, быстро и необратимо получается Шариков.

На самом деле, это довольно удивительно. Ведь если у Шарикова в анамнезе сидит бандит и пьяница Клим Чугункин, то у «нормального сотрудника», которого повысили в должности до руководителя, ничего такого в большинстве случаев нет. Откуда же появляются столь заметные невооруженному глазу качества, как фантастическая самоуверенность, привычка перебивать и вообще обращаться с людьми по-свински, ставить свои потребности выше потребностей подчиненных и коллег, скрещивать руки на груди, класть ноги на стол и все прочие неистребимые приметы хама, искренне и всем сердцем исповедующего принцип «я начальник, ты дурак»?

Последние исследования проливают некоторый свет на тайну сию. Выдающийся психолог из университета Беркли Дачер Келтнер (Dacher Keltner) указывает, что с людьми, которых преждевременно сделали боссами, происходят три превращения:

1. Они гораздо больше, чем прежде, начинают думать о собственных желаниях и потребностях и гораздо меньше – о потребностях и чувствах других людей.
2. Они начинают думать, что общие правила к ним не относятся.
3. Они начинают переоценивать свои возможности – причем тем больше, чем ниже уровень их компетентности.

Интересующихся я отправляю к первоисточнику – статье Келтнера «Парадокс власти» (The Power Paradox), а здесь добавлю, что одна из наиболее переоцениваемых собственных возможностей у таких шариковых – их способность грамотно взаимодействовать с подчиненными (вспомните знаменитое «умение работать с людЯми» у Жванецкого).

Что тут скажешь? Против профессора из Беркли не попрешь. Добавлю лишь, что по результатам уже четырех лет нашего с Hewitt исследования «Лучшие Работодатели в Украине» фактор «Линейный Менеджмент» почти всегда является одной из сильных сторон компании, если она вошла в число лучших работодателей года в категории крупных компаний, и почти никогда – если нет.

Вот странно, почему?

А, ерунда! Наверное, простое совпадение :-)

Комментариев нет: