пятница, 21 января 2011 г.

HR и коммуникации

Хорошо работающие коммуникации сегодня представляют собой абсолютно необходимое условие успешности большинства коммерческих компаний. Конечно, одних только налаженных коммуникаций вряд ли будет достаточно, но если их нет, то и все остальное уже не пригодится.

Сразу оговорюсь – под коммуникациями я понимаю передачу информации не только сверху-вниз, но и снизу-вверх, а также по горизонтали. Многие компании сосредотачиваются только на первом: сотрудников надо правильно и своевременно информировать (и я далек от мысли, что это неправильно – это на самом деле самое главное, да простит мне А.С. Пушкин такой русский язык, это основа основ).

И упускают из виду второе и третье, а зря. Тут можно прилично выиграть, так как коммуникации «сверху вниз» чаще всего хорошо налажены в большинстве западных компаний и на этом конкурентного преимущества сегодня уже не получить. А вот умение слушать (как минимум) и слышать (в идеале) своих собственных сотрудников – это относительная редкость в сегодняшнем бизнесе. Коммуникации должны работать в том числе и снизу-вверх, чтобы руководство компании имело объективную информацию для принятия решений. Участие в HR-исследованиях, кстати – один из важных инструментов для работы в канале «снизу-вверх».

Не говоря уже о третьем – об умении создать и поддерживать такую корпоративную культуру в компании, когда общение сотрудников друг с другом происходит без сучка и задоринки (включая пресловутое и вечно проблемное кросс-функциональное взаимодействие). Это высший пилотаж!

В завершение хочу немного предостеречь те компании, которые готовы сегодня вводить в своих HR-службах красивую новую должность Internal Communications Specialist. Почему предостеречь, а не поздравить? А вот почему.

С одной стороны, действительно, нельзя не приветствовать появление в HR-подразделениях украинских компаний специалистов по внутренним коммуникациям. Мы со многими пересекаемся в работе над проектом «Лучшие Работодатели» и могу сказать со всей ответственностью – среди них есть совершенно замечательные HR-профессионалы.

С другой стороны, если хочешь угробить качество своей продукции – создай департамент качества в компании. Хочешь угробить планирование в целой стране – создай Госплан. Это я к тому, что часто при создании одного «ответственного» все остальные в коллективе вольно или невольно расслабляются («Ну, как же! Теперь ведь есть кому этими вопросами заниматься! Вот им и карты в руки!»).
Коммуникации и их налаживание есть задача общая, для всех вместе и каждого в отдельности сотрудника компании. А для всех линейных менеджеров – задача в квадрате.

И будет большой ошибкой думать, что если у вас в компании сегодня есть проблемы в области внутренних коммуникаций, то их можно решить назначением на соответствующую должность симпатичной девушки лет этак примерно 25-27…

Комментариев нет: