четверг, 24 февраля 2011 г.

Грабли: HR и линейный менеджмент

Примерно лет десять назад украинский бизнес наступил на грабли под названием HR. В местных компаниях с иностранным капиталом такие сотрудники в то время не только были, но и занимались какими-то там делами. Смысл их деятельности был плохо понятным со стороны, но зато идея была красивая… Кто-то отвечает за персонал!

Название «менеджер по работе с персоналом» быстро стало модным и даже вошло в классификатор профессий. Украинские компании наперегонки кинулись вводить у себя соответствующие позиции. Очевидцы процесса помнят, что за 4-5 лет количество людей, относящих себя к категории HR-менеджер, выросло с нескольких десятков до нескольких тысяч. Правда, в 80% случаев первым менеджером по персоналу становился бывший специалист рекрутингового агентства, ранее обслуживавший заказы компании по подбору персонала… Ну и что же – ведь и в задачи его в то время примерно на те же 80% входил именно подбор.

Грабли состояли в том, что, во-первых, подбор персонала составляет, пожалуй, только десятую часть от общего фронта работ в современном HRM и остальные направления, «мягко говоря», буксовали, и, во-вторых, от появления в компании должностей и сотрудников, формально отвечающих за «работу с персоналом», в реальном отношении компаний к собственным сотрудникам ровным счетом ничего не изменялось.

Развернутый ответ на вопрос – почему? – выходит за рамки этой заметки, но если говорить коротко, то дело в том, что специалист по работе с персоналом, как это ни парадоксально, непосредственно работой с персоналом вовсе не занимается. Ею занимаются линейные менеджеры.

И если в компании на момент появления в ней HR-а (неважно, первого или нового) уже сформировалась кривая корпоративная культура (например, популярного типа «я начальник – ты дурак»), то появление в штате должности с красивым названием или нового сотрудника на ней в большинстве случаев ничего не поменяет. Потому что такая культура удобна как первому лицу (именно он ее породил!), так и его подчиненным – линейным менеджерам: дурак, по определению, ни за что не отвечает…

Смысл происходящего прост. Развивается бизнес благодаря профессиональным качествам первого лица, а разваливается – по личностным. Если боссу не хватило мудрости правильно подобрать руководителей среднего звена, то его отношения с ними будут искривленными. В ряде случаев – до невозможности. И будут ретранслированы далее вниз, на рядовых сотрудников.

На эти грабли наступали, наступают и будут наступать еще очень долго обе стороны. Наступают первые лица, которые надеются (почем зря) на то, что вот-де появится новый HR и что-то «наладит». Наступают HR-ы, которые надеются (почем зря) на то, что сказанные будущим боссом на собеседовании слова: «Работа с персоналом отныне – наш главный приоритет. Нам нужен крепкий профессионал на этой позиции, который получит от меня всю свободу действий!» хоть чего-то стоят.

1 комментарий:

Татьяна Тарнавская комментирует...

и таки да :) проверено на собственной шкуре....