понедельник, 18 апреля 2011 г.

Оценка - это сложная штука

Так уж вышло, что заметка эта об оценке персонала состоит из трех не очень связанных между собой частей. Для удобства читателя я честно пронумерую эти три фрагмента.

1. Все согласны с утверждением, что оценка – один из важнейших блоков управления персоналом в современной компании. Вот только разговоров об оценке «вообще» становится слишком много, и далеко не все берут на себя труд разобраться, о чем идет речь.

Несколько дней назад в Ялте, в кофейном перерыве между докладами на VII форуме «Кадровый Менеджмент» участники (точнее, один участник и несколько участниц форума) затеяли дискуссию, почти спор, на тему – а что же такое, собственно говоря, оценка?

Под ней, как быстро выяснилось, понимают такие далекие друг от друга вещи, как оценку персонала и оценку должностей, оценку результативности и оценку компетенций, оценку сотрудников и оценку кандидатов, оценку профессиональных знаний и оценку личностных качеств, оценку индивидуальную и оценку групповую.

Я добавлю формальную периодическую оценку (часто называемую «аттестацией»), психологическое тестирование (во всех его видах) и центры оценки. Об аттестации, тестировании и ЦО речь во время спора не шла, но это тоже виды оценки.

Мораль: чтобы хорошо понимать друг друга, давайте перестанем говорить об оценке "вообще".

2. Оценка, особенно некоторые ее виды, представляет собой сложную процедуру и результаты ее тоже зачастую представлены в виде длинного отчета.

Возьмем, например, популярное психологическое тестирование (или, точнее, самооценку) по методике DISC. Примерно две или три дюжины кликов мышью во время прохождения теста в Интернет система в реализации одного из российских провайдеров услужливо разворачивает в отчет на 26 (прописью: двадцать шесть) страниц.

Это я все к тому, что далеко не каждый потенциальный пользователь такого отчета о результатах оценки найдет в себе силы (или время) внимательно его прочитать. По крайней мере, руководители компаний в лучшем случае его пролистают, в худшем – посмотрят на него с торца и со вздохом спросят: «Ясно… Ну, что там, если в двух словах?».

Мораль: старайтесь готовить результаты оценки в кратком и наглядном виде.

3. Оценка - это действительно сложная штука. Упростить ее не получится.

Довольно непросто спроектировать систему оценки персонала, подходящую именно для этой компании и именно в данное время. И еще сложнее такую систему правильно внедрить, преодолевая сопротивление как оцениваемых, так и тех, кто оценку должен проводить.

Если кто-то предлагает вам приобрести для вашей компании «простую и легкую для понимания» систему оценки персонала (или однодневный тренинг, в ходе которого вы узнаете «все об оценке»), гоните такого продавца в шею.

Оценка персонала – дело сложное и, если вы действительно хотите, чтобы она помогала компании быть успешной, приготовьтесь сначала как следует разобраться в видах оценки, в принципах ее работы, а потом еще и как следует повозиться с ее эффективным запуском и грамотным использованием.

По-другому – не получится…

Комментариев нет: