пятница, 18 ноября 2011 г.

Развивать… а зачем?

За последние 10 лет с визитных карточек коллег почти исчезла фраза «Специалист по обучению» (Training Manager), в большинстве случаев сегодня мы видим сочетание "Обучение и развитие", Training and Development (T&D).

Это происходит по вполне объективным причинам, которые кратко можно изложить так: обучение сотрудников в таком быстроизменяющемся мире, как наш – вещь необходимая, но, увы, уже не достаточная для получения устойчивого конкурентного преимущества (sustainable competitive advantage) – ни в бизнесе в целом, ни в борьбе за лучших кандидатов на рынке труда, в частности.

В пределах одной заметки не получится ответить на все вопросы, касающиеся развития: развивать - кого? развивать - как? развивать - зачем? Попытаемся ответить на последний, тем более, что он носит не столько прикладной, сколько вполне философский характер.

Зайдем издалека. Зачем мы развиваем своих детей? Разве воспитания как такового не достаточно? Ведь хорошо воспитанный ребенок по определению способен прожить счастливую жизнь с гораздо большей вероятностью, чем тот, кто даже элементарного воспитания не получил.

Точно так же и хорошо обученный сотрудник способен эффективно выполнять свои обязанности с гораздо большей вероятностью, чем не обученный совсем.

Воспитание, если верить Википедии, это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни.

Следуя уже нащупанной аналогии, можно утверждать, что обучение – это целенаправленное формирование у сотрудника необходимых работодателю знаний и навыков. Грубо говоря, мы просто учим его работать.

Развитие ребенка, если продолжать в духе определений Википедии, есть его целенаправленная подготовка к тому, чтобы он добился успеха в свой будущей общественной и культурной жизни, а не просто в ней участвовал.

Точно так же развитие сотрудника есть его целенаправленная подготовка к тому, чтобы он стал более успешным в своей жизни в целом, а не просто мог хорошо справляться со своей текущей работой.

Иначе говоря, когда мы говорим об обучении, мы думаем больше о работе как таковой – ее-де нужно выполнять наиболее эффективным образом, для этого и обучаем. Но когда мы говорим о развитии, мы уже думаем больше о сотруднике как таковом и о его успешности в жизни вообще, а не только в его текущей работе.

Если мы не научимся думать о развитии с точки зрения будущей успешности именно сотрудника, у нас будут долгоиграющие проблемы сразу в нескольких областях HR. Как минимум, в деле создания кадрового резерва…

Комментариев нет: